В первой половине августа в тлеющий костёр “торговой” войны между двумя ведущими мировыми державами было подброшено относительно небольшое, но тщательно просушенное и весьма горючее поленце. Речь идёт о посещении президентом Тайваня Цай Инвэнь Лос-Анджелеса. Точнее, о формате её пребывании в крупнейшем городе западного побережья США: где побывала, с кем встречалась, что и пред кем говорила?
Согласно официальной версии, двухдневная остановка госпожи Цай в Лос-Анджелесе являлась промежуточным актом главной цели её очередного выезда за пределы Тайваня. Эта цель заключалась в проведении рабочего визита в Парагвай и Белиз – две из 18 стран, продолжающих поддерживать с Тайванем официальные дипломатические отношения.
Но на авторский взгляд, всё выглядело ровно наоборот. Приглашения совершить визит в упомянутые страны Латинской Америки представляли собой лишь повод для де-факто визита президента Тайваня в США.
Конечно, всё можно “разумно объяснить”. Обе указанные страны находятся очень далеко от Тайваня, на пути к ним необходимо сделать промежуточную остановку и перед второй половиной дальней дороги подкрепиться в местном ресторане. Почему бы при этом не встретиться с представителями “американских тайваньцев”, не поговорить с некими американскими политическими деятелями и конгрессменами?
С чего бы вдруг официальный представитель МИД КНР (за две недели до начала поездки тайваньского президента) в очередной раз напомнил: “Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Мы решительно выступаем против любых попыток создания ситуации “двух Китаев” или “независимого Тайваня” на международной арене”? Не в Конгрессе же, в конце концов, госпожа Цай выступила и не с президентом США встретилась.
В том-то и дело, что оба участника американо-тайваньской игры, как поётся в известной опере, “незаметно-потихоньку” создают ситуацию, которая не может не беспокоить Пекин. У последнего появляется всё больше оснований не доверять словам официального Вашингтона об уважении “принципа одного Китая”, которые прозвучали и в данном случае. Их произнесла официальный представитель Госдепартамента Хизер Науэрт, которая объяснила сам факт “транзита время от времени представителей тайваньских властей через территорию США” соображениями комфорта и безопасности.
Следует напомнить, что полтора года назад госпожа Цай уже использовала подобный “комфортно-безопасный” способ посещения США, когда “по дороге” в четыре другие латиноамериканские страны, останавливалась в Хьюстоне. Здесь (без посторонних глаз) она побеседовала с сенатором Тедом Крузом – участником президентской гонки 2016 г.
Но сегодня резкое возрастание “количественно-качественных” характеристик ранее проверенного приёма, что называется, налицо. И первое, на что обращают внимание комментаторы, определяется словосочетанием “дерзко-вызывающая (defiant) публичность” поведения Цай Инвэнь в Лос-Анджелесе.
В ходе посещения Президентской библиотеки имени Рональда Рейгана, расположенной в пригороде города, она воспроизвела его знаменитые слова: “Всё может быть предметом переговоров, кроме двух вещей: нашей свободы и нашего будущего”. Перед отлётом из аэропорта Тайбэя Цай Инвэнь произнесла не менее знаковую фразу о том, что “никто не может уничтожить факт существования Тайваня”.
Адресат подобного рода слов не вызывает сомнения и, судя по предварительному заявлению МИД КНР, нечто похожее в Пекине ожидали.
Кори Гарднер, руководитель подкомитета Азиатско-Тихоокеанского региона сенатского Комитета по иностранным делам перед встречей с Цай Инвэнь (в которой участвовали три других члена Конгресса) выразил надежду на то, что “возможно, в следующем десятилетии” президент Тайваня выступит на совместном заседании обеих палат Конгресса. Он добавил, однако, что контакты официальных лиц начнутся, скорее всего, с министерского уровня.
К примечательным моментам “промежуточной остановки” в США высокой гостьи из Тайваня можно отнести также приветствие радостной толпой “американских тайваньцев” во время посещения госпожой Цай библиотеки Рональда Рейгана.
Завершилось же всё банкетом, который был организован в одном из местных заведений международной сети ресторанов 85 Degrees Celsius Bakery Café (со штаб-квартирой на Тайване). На мероприятии, хозяйкой которого де-факто выступала госпожа Цай, присутствовали конгрессмен-республиканец Эд Ройс и конгрессвумен-демократ Джуди Чу.
В КНР в связи с этим прозрачно намекнули, что бизнес 85 Cafe на территории “мейнлэнда” может заметно пострадать.
Комментаторы отмечают, что сам факт качественных изменений в “транзите” тайваньского президента через территорию США обусловлен принятием весной с. г. “Закона о поездках на Тайвань” (H.R. 535-Taiwan Travel Act, TTA), основные положения которого и возможные последствия для американо-китайских отношений мы ранее уже обсуждали.
TTA ввёл в правовые рамки контакты между представителями властных структур США и Тайваня, что вызвало резко негативную реакцию в КНР и по совершенно очевидным причинам. Принятие указанного закона вполне вписывается в ту самую стратегию “незаметно-потихоньку” придать межгосударственный характер американо-тайваньским отношениям.
Той же стратегии соответствует завершение строительства и торжественный ввод 12 июня с. г. в эксплуатацию нового комплекса зданий так называемого “Американского института на Тайване” (American Institute in Taiwan, AIT) общей стоимостью порядка 260 млн долл.
Напомним, что с 1979 г., когда Вашингтон прекратил официальные дипломатические отношения с Тайбэем, AIT фактически выполняет прежние функции посольства США. Правда, в статусе “некоммерческой организации”.
Скорее символом (но примечательным) упомянутой стратегии явилась также информация, полученная в конце июля тайваньскими СМИ от источников в МО США, о том, что с сентября с. г. охрана AIT будет возложена на военнослужащих Корпуса морской пехоты. Поскольку подобные функции КМП выполняет по отношению к посольским учреждениям США за границей, то понятна негативная реакция КНР на такого рода сообщения.
Наконец, вновь обратим внимание на общий негативный фон, складывающийся как на международной арене в целом, так и в американо-китайских отношениях поездки (де-факто) президента Тайваня в США. Сегодня содержательная сторона указанного негатива находится в торгово-экономической сфере.
Пожалуй, наиболее кратко и ёмко суть актуальной проблемы была выражена исполнительным директором МВФ Кристин Лагард в статье, которая была опубликована накануне министерской встречи “Большой двадцатки”, состоявшейся в конце июля в Буэнос-Айресе. Авторитетный международный финансист и политик призвала прекратить практику введения взаимных торговых барьеров по принципу “око за око”. При этом явно подразумевалось, что разгорающийся конфликт может выйти за рамки торгово-экономических отношений.
В переводе на бытовой язык месседж упомянутой статьи в адрес всех главных участников мировой торговли (не только США и Китая) выглядел совсем просто: “Идиоты! Остановитесь, пока не поздно”. – Универсальный лозунг, пригодный к использованию на всех критических этапах человеческой истории. Который, к сожалению, почти всегда оставался без должного внимания.
Почему-то нечто похожее хочется сказать и сегодня, когда любители острых ощущений (без особой надобности) дёргают за усы китайского дракона.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение”.